2 марта 2012 г.

Районное образовательное путешествие. 2-й след Зайца


«Вдруг слышит, словно его кто-то под бок толкнул. Оглядывается – ан это невестин брат.
– Невеста-то твоя помирает, – говорит.– Прослышала, какая над тобой беда стряслась, и в одночасье зачахла. Теперь только об одном и думает; неужто я так и помру, не простившись с ненаглядным моим!
Пустился косой, как из лука стрела. Бежит, земля дрожит.
Болото – он с пятой кочки на десятую перепрыгивает. Шутка ли? В тридесятое царство поспеть надо, да в баню сходить, да жениться, да обратно, чтобы к волку на завтрак попасть…».
Пусть даже болото подзамерзнет. Заяц следы путает.
«Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться. Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар, и сквозь этот пар виднелись большие яркие звезды. Зайцу нужно было перейти через большую дорогу, чтобы прийти на знакомое гумно. На большой дороге слышно было, как визжали полозья, фырками лошади, скрипели сани.  Заяц опять остановился около дороги. Мужики шли подле саней с поднятыми воротниками кафтанов».
Ответив на несколько вопросов, вы поможете Зайцу понять, опасна ли для него эта дорога? Кто один из них?

1.Что не мелки часты звездочки
Рассажалися по поднебесью,
Что ни ясен светел месяц
Просветил на небе высокоем,–
Осветило красно солнышко
Нашу землю святорусскую:
На святой Руси на матушке
Народился удал молодец…
Захотел он много мудрости.
К мудрецам задался в выучку,
И в наук пошло учение (Л.Толстой).

Кто, по-вашему, мнению этот «удал молодец»?

2. (………..) область сегодня славна многим – здесь и космодром «Плесецк», и завод «Севмаш», и уникальные памятники поморской культуры…. Но в 2011 году этот регион стал объектом всеобщего внимания, т.к. « На святой Руси на матушке// Народился удал молодец…».

Вы, конечно, уже поняли, о ком идет речь, и без труда напишете название области.

3. Где получил первое образование будущее светило науки? Ведь доподлинно известно, что Москву он прибыл грамотным человеком – знал и математику, и грамматику. 

4.  На Курострове – клочке земли посреди Северной Двины находится родовое село величайшего новатора России. Верите ли вы, что на родине величайшего ученого сохранился с 1726 года каменный храм Святого Дмитрия Солунского, т.е. он его помнит и что в местной школе учится одиннадцатилетняя Надя Вешнякова – дальняя родственница ученого.

5. Из доношения в Сенат (декабрь 1764г.)
  • Напереди изображен Петр Великий на скачущей лошади верхов, лицом в половину профиля;  
  • облик нарисован с гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с самого лица блаженныя памяти великого государя, каков есть восковой портрет в Кунсткамере, а красками писан с лучших портретов, каковы нашлись в Санкт-Петербурге, по выбору, величиною сидячий в сажень, а прочее по пропорции.
  • Величина картины - в ширину девять аршин, в вышину шесть аршин с половиною.

О чем идет речь? Для какой цели ученый сделал такую большую картину? Попутно, ответьте, что такое аршин и сколько  это сантиметров или метров? Какова площадь картины?

Поразмышляйте, почему ученый обратил внимание на мозаичное дело, в общем, не очень свойственное России.
Скажите , где появится одна из последних мозаик Санкт- Петербурга. Подсказка – центр военного кораблестроения и METRO.

6. Физик, химик, оптик, поэт, переводчик, первый русский редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости», академик….. Дополните список интересов и области приложения сил «российского Леонардо да Винчи».

7. Великий ученый увековечен в бронзе и камне. Перед вами фрагмент памятника Тысячелетию Руси в Великом Новгороде. Пожалуйста, вспомните, как хранят о нем память в Санкт-Петербурге?

Нам думается, что ваши ответы убедили Зайца в безопасности, и он перешел через большую дорогу.
«Гора на пути встренется – он ее «на уру» возьмет, но не всякую…»

1 марта 2012 г.

Районное образовательное путешествие. 1-й след Зайца


«Однажды заяц перед волком провинился. Бежал он, видите ли, неподалеку от волчьего логова, а волк увидел его и кричит: «Заинька! Остановись, миленький!» А заяц не только не остановился, а еще пуще ходу прибавил. Вот волк в три прыжка  его поймал да и говорит: «За то, что ты с первого моего слова не остановился, вот тебе мое решение: приговариваю я тебя к лишению живота посредством растерзания. А так как теперь и я сыт, и волчиха моя сыта, и запасу у нас еще дней на пять хватит, то сиди ты под этим кустом и жди очереди. А может быть…ха-ха…я тебя и помилую!»
Сидит заяц на задних лапках под кустом и не шевелится. Никогда он так не любил жизни, как теперь. Был он заяц обстоятельный, высмотрел у вдовы, у зайчихи, дочку и жениться хотел. Именно к ней, к невесте своей, он и бежал в ту минуту, как волк его за шиворот ухватил. Ждет, чай, его невеста… Думает это бедняга и слезами так и захлебывается. Вот они заячьи-то мечты! Жениться рассчитывал, самовар купил, мечтал, как с молодой зайчихой будет чай-сахар пить, и вместо всего – куда угодил! И вот сидит он однажды ночью и дремлет. И снится ему будто…»

В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют русиос, мы же по их месту жительства зовем норманнами. Ведь на тевтонском языке «норд» означает «север», а «ман» – «человек»; отсюда – «норманны», то есть «северные люди». Королем этого народа был Ингер. Восточный мир узнал о руси как о купцах, что из славян. Они доставляли заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи. Они стройны, белокуры, краснолицы и белотелы. Не носят курток и кафтанов, но их мужчины носят кису, которой охватывают один бок, так что одна рука остается снаружи. Каждый из них имеет топор, меч и нож.

Мимо зайца, как наяву, проплывают картины…

Первый князь в остроконечном шлеме с остроконечным щитом в звериной шкуре, наброшенной на плечи…

 И надпись «Лета 6370» — по летоисчислению «от сотворения мира», разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно, быстренько в уме  пытается подсчитать наш обстоятельный заяц, получается 6370-5508= …?.., 6370-5508 = ??? год н.э.



Зайцу нужна ваша помощь!
Если  правильно сосчитать  и ответить на несколько вопросов,  то можно немного приободрить Зайца.

И так – испытание!
1. Правильный Ответ: …..

Эта дата упоминается  в одном известном документе-памятнике XII века:
"И сказали себе (чудь, словене и кривичи):"Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы — вот так и эти."
И реша к себе: «князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к Варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к намъ княжить и владеть нами».
2. О каком документе - памятнике идет речь?

3.  Приглашены были  скандинавы (…), Синеус и Трувор. Резиденцией (….) стал город, основанный в устье реки Волхов в 753 году. Этот город называют столицей древнерусского государства.
Заполните пустоты и назовите столицу древнерусского государства.

4. Древнерусские традиции использует Василий Михайлович Васнецов при иллюстрировании юбилейного издания А.С.Пушкина.
Как ныне сбирается вещий Олег
      Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
      Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Так вот где таилась погибель моя!
      Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
      Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
      На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
      Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

По одной из легенд князь Олег обрел покой именно на земле первой столицы древнерусского государства. И этому есть доказательства.
Подтвердите или опровергните это.

5.  С постройкой Рюрикова городища (будущего Новгорода) столица переместилась туда,  882 году «матерью городов русских» стал Киев.
Памятник Тысячелетия России, напоминающий своей формой вечевой колокол, рассказывает о выдающихся деятелей русской истории ( фрагмент его вы уже видели в наших иллюстрациях).  Идея открытия памятника принадлежала Александру II и была поддержана историками. В 1862 году предстояло празднование 1000-летнего юбилея России, памятник «Тысячелетию России» решили установить именно в Новгороде, признавая тем самым его ключевую роль в создании Российского государства.
Как вы думаете, есть ли вероятность появления памятника к 1150-тию России? Как он может выглядеть и где может быть установлен?  Ваши предложения.

6. В первой столице древнерусского государства с XII  века есть храм Георгия Победоносца с удивительной фреской.
Георгиевский храм был построен в честь победы над врагом, недаром урочище, рядом с которым расположен храм до сих пор называется «Победище», в росписях прославляются воинские подвиги.
 Это в полной мере относится к фреске «Чудо Георгия о змие». Святой Георгий написан в доспехах, с копьем и щитом на белом коне. Под копытом драконопопобное пресмыкающее с рогом, сияющим глазом и раскрытой пастью…
Но будьте внимательны!  Чем же отличаются  эти два изображения Георгия Победоносца? Может быть, вы сможете объяснить это? Попробуйте!

«Вдруг слышит, словно его кто-то под бок толкнул. Оглянулся – ан это…»
 Спешите, ваши ответы помогут  Зайцу.

29 февраля 2012 г.

Участие в районном образовательном путешествии "Воззри на труд и громку славу"

Мы участвуем в районном образовательном путешествии, посвященном 1150-летию Российской государственности. Задания квестов будут публиковаться в отдельных темах (ссылки ниже), там в комментариях пишем ответы.
Фотоотчеты об экскурсиях будут в этой теме.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
«Воззри на труд и громку славу»

1.Что такое квест?
Квест - это групповая приключенческая игра, сюжет которой мы определяем, но она имеет множество ходов, выбор которых зависит от игроков. Самое главное в квесте – это информация. Чем у игроков ее больше, тем будет проще играть, но ее еще нужно суметь увидеть…
В основу сюжета игры положены произведения классической литературы, сказки, стихи, в которых ЗАЯЦ является героем.
Заяц попадает в сложные ситуации, а вы должны помочь, выполнив некоторые задания.

Хотите помочь Зайцу, тогда добро пожаловать в ДАТОБУРГ-ДАТОГРАД!

2. МОЖЕТ ЛИ ЗАЯЦ ПРИНОСИТЬ УСПЕХ И ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ КОМАНДЫ?

Важно! Команда = координационный центр + игроки

Алгоритм действия команды:
 Задания на миссию отправляются по e-mail координатору команды в Штаб;
 Координатор передает задание игрокам;
 Игроки, руководствуясь указаниями координатора и собственными идеями, выполняют задание или следуют в нужное место;
 Совершив экскурсию и выполняя необходимое задание и отыскав верный ответ (код), команда сообщает об этом координатору, который вводит его в специальную форму и отправляет по адресу...
 Зачетным является дата и время доставки сообщения по адресу...
 Если код (ответ) верен, то координатор получает задание на следующий уровень.

ВНИМАНИЕ!
• Задания уровня 1 будут отправлены 01.12.2011. СЛЕДИТЕ!
• Информация о квест-игре размещена на сайте: petroddt.ru

 Экскурсии

 15 февраля 2012 года в рамках районного образовательного путешествия для участников проводилась экскурсия в здании Академии наук "Мозаика Ломоносова".




15 марта 2012 года проводилась экскурсия "Отечественная война 1812 года" в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. 





Участие в педагогическом проекте "Ожившие полотна"

           В нашей школе на 3-ем этаже висят картины, созданные кистью талантливой учительницы изобразительного искусства Бабиной Нины Александровны к 300-летию Санкт-Петербурга. Она работала в нашей школе с 1984 г. по 2009 г.  На них  изображены памятные места нашего города. Холсты, выполненные в единой серо-голубой гамме, украшают интерьер. Мы гордимся тем, что такой талантливый учитель работал в нашей школе. Но, к сожалению, последние поколения учеников школы не знакомы с автором и не проявляют должного интереса к данным полотнам. А ведь так важно развивать у наших детей чувство принадлежности и причастности к делам своей малой родины, родной школы, классу, семье. Это – часть патриотического воспитания, которое  является приоритетным направлением воспитательной работы школы. Школьники активно и успешно участвуют в районных и городских конкурсах и мероприятиях по данному направлению, а маленький ближний уголок родной школы остаётся «белым пятном».
          Мы решили, «приоткрыв» полотна художника, расширить границы ежедневного видения окружающего и повысить у учащихся  интерес к школьным традициям, к истории школы, к историческим местам района и  города. Так родилась идея проекта: воспитать сопричастность  к культуре Санкт-Петербурга, воздать  дань памяти учителю, приобщить к   творчеству педагога-художника.
Участники проекта:
  1. Бессольцева Ирина Александровна - зам.директора по воспитательной работе, руководитель проекта
  2. Леденева Евгения Александровна - учитель истории и обществознания, руководитель историко-патриотического клуба "Излучина", руководитель поисковой группы
  3. Попова Екатерина Юрьевна - учитель русского языка и литературы, руководитель творческой группы
  4. Сакун Ирина Викторовна - учитель русского языка и литературы, консультант по созданию видеотеки
  5. Семенова Светлана Сергеевна - педагог-организатор, техническое обеспечение проекта
  6. Спиридонов Павел Семенович - учитель информатики, техническое обеспечение проекта
  7. Рюмина Татьяна Викторовна - учитель истории и культуры Санкт-Петербурга, 
    консультант по разработке экскурсионных маршрутов.
          Проект состоит из 3-х параллельных видов деятельности, конечными продуктами которых являются:
  • видеотека (видеоэкскурсии и презентации для уроков истории и культуры Санкт-Петербурга);
  • сборник творческих работ учащихся для использования на уроках литературы и во внеурочной деятельности;
  • стенд в музейной комнате, посвящённой жизни и деятельности Бабиной Н.А.
    Проект будет реализован в декабре 2012 г.

Поисковая группа проекта

Цель:
оформление стенда о жизни и деятельности учителя изоискусства Бабиной Нины Александровны
Задачи:
•  развитие исследовательских навыков отбора необходимой информации и обобщения полученных результатов;
•  развитие осознания значимости коллективной работы.
 
 Поэтапные результаты:
Февраль
2012 -  сбор биографических данных из личного дела Бабиной Н.А., обработка материалов.
        Март- апрель - оформление стенда о Бабиной Н.А. в музейной комнате.
        Март- апрель - подготовка экскурсовода по стенду 
        Май - проведение экскурсий для 5 - 9 классов
 
Получение копии автобиографии Бабиной Н.А. из школьного архива
Обработка материалов
 
 

Социальный проект "Служу Отечеству. Блокада Ленинграда"



 Состав команды

КАПИТАН КОМАНДЫ
Лемешко Григорий,
председатель патриотического клуба
«Излучина»,
ученик 8 «в» класса.


КОРРЕСПОНДЕНТЫ
Консультант – Леденева Евгения Александровна, учитель истории и обществознания


1. Максимова Елена,
ученица 7 «Б» класса

2. Дорохов Руслан,
ученик 8 «Б» класса

3. Родин Виталий,
ученик 8 «Б» класса

 



 ЖУРНАЛИСТЫ
Консультант – Попова Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы

1. Фрейлиб Данила,
ученик 8 «Б» класса

2. Новиков Дмитрий,
ученик 7 «Б» класса

3. Гаврилов Илья,
ученик 8 «Б» класса





 АРХИВАРИУСЫ
Консультант – Белкина Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы

 1. Лебедев Константин,
ученик 8 «В» класса
                             
2. Новикова Светлана,
ученица 8 «В» класса

3. Колоскова Татьяна, 
ученица 8 «В» класса





ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Консультант – Лопатин Борис Юрьевич, инженер по обслуживанию ИКТ
 1. Гнюбкина Надежда,   
ученица 8 «В» класса

2. Козлов Сергей,
ученик 8 «Б» класса

3. Федоров Леонид,   
ученик 8 «В» класса





 Выбор проблемы
Нам кажется, что современным ребятам выпало жить в довольно сложное время. Часто слышим, что мы живём в мире,  в котором нет идеалов. Многие считают, что наше время – это время, в котором нет героев. Искажены слова гражданин, патриот. Мы не можем мириться с этим. Поэтому возрождение таких понятий как гражданственность, патриотизм, любовь к Отечеству считаем просто необходимыми в современном обществе. Поэтому мы проявляем большой интерес к народным традициям, истории, культуре своей страны, чувство гордости за Родину, за россиян, трудовыми и героическими делами прославляющих Отечество.
  Наша школа не совсем обычная. В ней учатся и воспитанники Детских домов, поэтому представления о таких понятиях как семья, малая родина, Отечество у  части ребят расплывчаты.  Чтобы возродить эти понятия, у нас в школе организован патриотический клуб «Излучина». Большое внимание уделяется военно-патриотической работе.
Со времён Великой Отечественной войны прошло больше половины века. Наша страна заплатила за победу над фашистами 20 миллионами жизней солдат, офицеров и мирных жителей. Но память о них жива, и это нужно прежде всего нам, сегодняшнему поколению.
 В клубе создан музей. В нем хранится книга «Все для фронта! Все для Победы!», посвященная 60-летию Победы. Это сборник воспоминаний о войне и Победе,  составленный по материалам патриотического клуба «Излучина». В дарственной надписи говорится: «Учащимся школы № 3 от выпускников 2005 года с уверенностью о продолжении нашей работы». 
Надпись посвящена нам, и поэтому мы решили продолжить дело наших старших товарищей. Когда начали свою работу, на заседании нашего клуба узнали о Доме ветеранов войны № 2. Ветераны, живущие там, одиноки, они нуждаются в общении с нами. Мы тоже чувствуем необходимость в общении с ними, ведь бабушек и дедушек имеют немногие из нас. Пообщавшись с ветеранами, нам стало известно очень много интересного об их жизни. Особенно взволновала судьба одной женщины-разведчицы, которая, как и мы, воспитывалась в детском доме. Уже мало осталось людей — свидетелей тех героических событий. Они хотят рассказать нам о том, как они жили в те годы, как сражались, как защищали свою Родину и наш город. Мы гордимся тем, что наш учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8 В класса Белкина Марина Николаевна, тоже была жителем блокадного города.
Считаем своим долгом сохранить память о тех людях, с которыми нам довелось общаться и передать эту память своим сверстникам и нашим потомкам, продолжив дело наших старших товарищей. Для этого мы решили выбрать тему социального проекта   «Служить Отечеству. Блокада Ленинграда», одним из итогов станет альманах, в котором будет издан  материал, собранный нами. Он будет посвящаться 65-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Мы, будущие выпускники 2009 года, передадим его в школьный музей. Так  сложится ещё одна школьная традиция. 

МИНИ-СОЧИНЕНИЯ
об актуальности выбранной темы

Я считаю, что эта тема актуальна, потому что без неё сложно существовать в обществе. Когда я прихожу в Дом ветеранов войны, во мне рождается восхищение теми людьми, которые защищали своё Отечество. Благодаря им в Великой Отечественной войне наша страна победила фашистскую Германию. Я считаю своим долгом сохранить память о тех людях, которые живут в Доме ветеранов войны, и передать эту память своим сверстникам, ученикам, потомкам. Люди уходят, унося с тобой память о тех славных делах, которые совершили ради Отечества. А моя задача - сохранить память о героях, людях, которые спасли нашу Родину.
Гаврилов Илья, ученик 8 «б» класса.

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна, потому что надо знать людей, которые воевали за Родину. Мы ходили в Дом ветеранов войны № 2. Больше всего мне запомнилось женщина, которая воспитывалась, как и мы в детском доме. Она во время войны была разведчицей.  Сейчас мы будем создавать альманах, чтобы другие дети в нашей школе больше узнавали про ветеранов, обычных людей, защищавших отечество, и помнили их. Дом ветеранов открыли, потому что этим людям благодарна наша страна. Здесь создали сносные условия, чтоб они не были одиноки, а часто и на улице. Мы, иное поколение, должны быть благодарны ветеранам за то, что мы есть на нашей земле, живём и радуемся. Когда мы приходили к ветеранам, чувствуется, что они рады нас увидеть, пообщаться и рассказать о том, как они защищали нашу Родину, сражались за жизнь и свободу.
Гнюбкина Надежда, ученица 8 «в» класса.
Мне понравилась эта тема, потому что в этой теме есть много интересного. Например, мне хочется знать, что было 65 лет  назад. Вот я иногда думаю вечером, когда не сплю, что было бы если бы наши прапрадеды, прапрабабушки не отстояли наш город и не выиграли бы эту войну? Мне бабушка рассказывала, когда в войну было вообще нечего кушать, они ели клей, опилки и хлеб. Мне было её очень жалко. Моя бабушка в 12 лет работала на заводе. Вот иногда идёшь по улице видишь пожилую старушку: она идёт и подбирает бутылки, банки и хочется помочь. Я иногда разговариваю с дедушкой. Моему дедушке 71 год, он очень много прочитал книг, пережил войну, рассказывал как было трудно им в эти годы. Мы должны знать о них всё, чтобы понять их и помочь.
Лебедев Константин, ученик 8 «в» класса.

Я считаю, что эта тема наиболее актуальная, потому что мы должны быть настоящими людьми, которые любят свою Родину. Я считаю, что молодой человек должен в школе хорошо учиться и работать над собой, своим характером. Чтобы сегодня хотя бы так служить Отечеству, надо быть здоровым и заниматься спортом, здоровый человек может больше сделать для Родины, для Петербурга.
Козлов Сергей, ученик 8 «б» класса.

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна, потому что живые свидетели войны рассказывают нам о ней. Как они служили на войне, как им было трудно. Они показывают нам свои медали, рассказывают, за что они их получили. Показывают талоны, по которым выдавали продукты, фотографии, рассказывают, как отмечают день Победы.
Дорохов Руслан, ученик 8 «б» класса.

Я считаю, эта тема наиболее актуальна, потому что, когда я посещаю Дом ветеранов войны № 2, меня одолевает чувство гордости за подвиг этих людей. Дом ветеранов открыли, чтобы помочь рядовым героям войны, не только накормить, напоить их, но и поддержать добрым словом. Живущие в этом доме похожи на нас, только мы маленькие, а они большие сироты. Мы брошены родными, и они тоже. Поэтому мы и будем ходить туда, чтобы всё наше поколение помнило о них.
Максимова Елена, ученица 7 «б» класса.


АНАЛИЗ
социологического опроса учащихся
специальной (коррекционной) школы № 3
 
С цепью выяснения жизнеспособности нашего проекта и отношения  учащихся к поставленной проблеме в  школе среди учащихся 5 – 9 классов был проведен социологический опрос.
АНКЕТА.
1.    Понимаете ли вы значение слова «гражданин»?
2.    Понимаете ли вы значение слова «патриот»?
3.    Знаете ли вы о том, что было во время войны в нашем городе?
4.    Известно ли вам понятие: «Блокада Ленинграда»?
5.    Говорят ли в вашем доме о Блокаде?

Было опрошено 100 учащихся.

 РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА:
Результаты соцопроса показали, что основная масса учащихся не понимает значения слов «гражданин», «патриот», «Блокада». 85 % опрошенных не слышат дома о Блокаде. Скорее всего, это вызвано, конечно, и возрастными особенностями, когда детей в современном обществе мало интересуют историческое прошлое нашей страны, и  определённая степень равнодушия к данной проблеме со стороны родителей.  При этом дети знают, что происходило в нашем городе во время войны.

Цель проекта
 
Подготовить и выпустить альманах «Служить Отечеству. Блокада Ленинграда», показав войну как личностно значимое событие для людей старшего поколения, сохранить и передать нашим сверстникам память о людях, защищавших наш город в суровые годы войны.  
Задачи проекта

1.  Наладить связь с Домом ветеранов №2.
2. Собрать аудио-, фото-, видео-, документальные и художественные материалы о защитниках Ленинграда.
3. Привлечь сверстников, родителей, учителей, социальных партнеров к решению поставленной проблемы.
4.  Пополнить музей патриотического клуба «Излучина» новыми материалами.
  
Источники информации

1.  Конституция РФ.
2.  Федеральный закон РФ "О днях воинской славы (победных днях) России".
3.  А. Адамович Д. Гранин. Блокадная книга.
4.  Огневой меч Ленинграда. Сборник воспоминаний.
5.  В.Ф Павлюченко, П.Л Редькин. Музей «Дорога жизни».
6.  Операция «Искра». Воспоминания, отрывки из дневников.
7.  Ополченцы. Рассказы участников обороны Ленинграда.
8.  Д.В. Павлов. Ленинград в Блокаде.
9.   А. Буров. Твои герои, Ленинград.
10. Э.Н. Порецкая. Стойкость и мужество героев. Памятники и мемориальные доски Ленинграда.
11. Дети города-героя. Сборник.
12. Ничто не забыто. 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда.
13. Этих дней не смолкнет слава (1941-1945). (Лучшие работы участников конкурса школьников).
14. Мы вышли из блокадных дней. (К юбилею полного снятия блокады Ленинграда).
15. Все для фронта! Все для Победы! (Сборник воспоминаний о войне и Победе по материалам патриотического клуба «Излучина» школы № 3 Петроградского района).
16. Документальный фильм «Маршал Говоров».
17. Документальный фильм «Личное дело маршала Мерецкова».
18. Устные воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны.
19. Интернет-сайт  http://blokada.otrok.ru


 Нормативные документы
 
Конституция Российской Федерации
Раздел первый

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
 Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
 Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ
"О днях воинской славы (победных днях) России"
Принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года
     Статья 2. Формы увековечения памяти воинов России.
    Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, являются: создание и сохранение мемориальных музеев, установление и благоустройство памятников, обелисков, стелл, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих дни воинской славы России, организация выставок, установление на местах воинской славы мемориальных знаков; сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России; публикации в средствах массовой информации материалов, связанных с днями воинской славы России; присвоение имен национальных героев, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, населенным пунктам, улицами площадям, физико-географическим объектам, воинским частям, кораблям и судам. По решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
 Сбор и анализ источников информации
 
Из законодательной базы нам стало известно, что наша деятельность соответствует действующему российскому законодательству: ст. 24, ст. 44 Конституции РФ, ст.2 Федерального закона РФ "О днях воинской славы (победных днях) России".   
Из источников информации мы узнали о стойкости и мужестве героев Великой Отечественной войны.
Об этом мы прочитали в книгах, где собраны воспоминания очевидцев: книги эти находятся в нашей школьной библиотеке.
Интересны воспоминания артиллеристов, защищавших рубежи нашего города. Они следили за налётом вражеских самолётов, не позволяя им пролететь над городом, и сбрасывать смертельные бомбы на дома мирных жителей. Они подавляли вражеские артиллерийские точки, расположенные на подступах к Ленинграду. Их воспоминания изданы в книге «Огневой меч Ленинграда»
В сборнике «Операция «Искра» собраны воспоминания, очерки и отрывки из дневников мирных граждан: женщин, юношей и девушек. Они рассказывают, как летом 1941 года ездили на оборонительные рубежи под Лугой, как рыли рвы, ставили противотанковые надолбы, лежали под обстрелом, и как тяжело было отступать вместе с нашими войсками почти до самого города. Самое страшное – вражеские танки на трамвайной линии около Кировского завода. Но и тогда они верили, что «враг будет разбит».
В сборнике «Ополченцы» можно узнать о подвиге обычных, совсем даже не обученных военному делу мирных людей, которые добровольцами встали на защиту Ленинграда. Большинство из них погибло, и обязанность оставшихся в живых – рассказать нам о себе, о своих товарищах и о том героическом времени.
Больше всего впечатляет книга «Ничто не забыто» – это 320 страниц о 900 днях блокадного Ленинграда, о мужестве и стойкости его защитников.
В нашем городе много памятников, напоминающих о событиях пятидесятилетней давности. В библиотеке есть целая серия книг о музеях города и пригородов. Выделяется брошюра: «Мемориал Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы. Автор описывает скульптурные группы защитников города: «Оборонные работы», «Снайперы», «Моряки», «Ополченцы», «Литейщики», «Солдаты». В подземном памятном зале находятся реликвии военного времени и летопись блокады Ленинграда: 900 бронзовых листов, рассказывающих о каждом блокадном дне.
Мы посетили этот памятник, посмотрели документальный фильм о тех днях и поняли, что никогда не забудем людей, отстоявших наш город ценой нечеловеческих усилий.  

 Программа действий


Финансовое решение
(ресурсное обеспечение)

п/п
Наименование
К-во

Цена
(руб. за ед.)
Сумма
(руб.)
1.
Бумага офисная (500 листов)
1
98
98
2.
Папка для бумаг
2
37
74
3.
Папка-вкладыш с перфорацией (100 шт)
1
46
46
4.
Бумага формата А1
5
16
80
5.
Фломастеры
1
34
34
6.
Компакт-диск CD-R
1
22
22
ИТОГО
352


Реализация программы
 
Нам удалось сделать:
  • Посетили библиотеку, нашли материал о блокаде Ленинграда и изучили его на заседании патриотического клуба «Излучина» с целью отбора материала для издания альманаха. 
  • Познакомились с руководителем киновидеокомпании «Санкт-Петербург» режиссером Чепенко Михаилом Филипповичем, провели интервью, посмотрели его документальный фильм «Маршал Говоров», из которого узнали о вкладе этого человека в героическую оборону нашего города.
Показанный фильм помог нам оценить трагизм войны и великий подвиг ленинградцев. Наши отзывы и отрывок интервью составят одну из глав альманаха.
  •  Наладили связь с Домом ветеранов войны № 2, познакомились с защитниками блокадного города, послушали воспоминания о трудных суровых годах военного лихолетья, на которые пришлась их молодость. 
  • Подарили ветеранам стенгазеты и открытки, которые сделали сами, показали им концерт.
  • Собрали аудио-, фото- и видеоматериал, сделали письменные заметки о блокаде, написали несколько статей для будущего альманаха.
  • Посетили Музей блокады Ленинграда, Мемориал героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Фотоматериал экскурсий станет иллюстрацией нашего альманаха. 
  •  Посетили музей военно-поисковой организации «Возрождение». Фотографии будут опубликованы в альманахе.
  •  Приняли участие в конференции, посвященной 65-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда, которую организовал Комитет ветеранов войны Санкт-Петербурга. Она состоялась в Доме офицеров.
  • Провели в нашей школе Неделю памяти, посвященную снятию блокады Ленинграда. Фоторепортаж будет предложен для публикации в альманахе.
  • Приняли участие в школьном конкурсе стихов, посвященном Дню снятия Блокады Ленинграда. Участник нашего проекта, Фрейлиб Данила, стал победителем.
Фрейлиб Данила
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  •  Пригласили в школу ветеранов Великой Отечественной войны из Комитета ветеранов Санкт-Петербурга и Дома ветеранов № 2, провели для них экскурсию по музею патриотического клуба «Излучина».  

  •  Организовали встречи учащихся школы (1 – 9 классы) с  ветеранами Великой Отечественной войны из Комитета ветеранов войны Санкт-Петербурга (участницами Дороги жизни) и Дома ветеранов № 2. Их воспоминания и наши впечатления легли в основу статьи для нашего альманаха и газеты, издаваемой Комитетом ветеранов войны Санкт-Петербурга.  
  • Провели экскурсии по музею патриотического клуба «Излучина» для учащихся начальных классов, рассказали о своей работе. 
  •   Провели общешкольное внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 9 классов «Мы помним блокадные дни», посвященное снятию блокады Ленинграда.  
  •  Провели  внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов «Мы вышли из блокадных дней…», посвященное бойцам МПВО. На нём присутствовала Васильева Мария Петровна, проходившая службу в МПВО в годы войны. Ее воспоминания отразятся в главе «Они вспоминают минувшие дни...» нашего альманаха.
  •  Выступили на районном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России». Привлекли к нашему проекту внимание сверстников района.
  • Присутствовали на  диспуте «От патриотизма к подвигу» в городском ресурсном центре по гражданско-правовому образованию ГОУ № 84.
  • Выступили на городском этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России». Привлекли к нашему проекту внимание сверстников города.

 Перспективный план
1.  Выпуск альманаха «Служить Отечеству. Блокада Ленинграда», который будет состоять из печатного издания, аудио-, фото- и видеоматериалов, собранных в течение 1,5 лет, планируется завершить к 65-й годовщине полного снятия блокады. Его нельзя будет купить ни в одном, даже самом дорогом магазине, ведь альманах этот  рукотворный, живой. Потому что собраны в нем живые и трепетные, до сих пор пульсирующие воспоминания тех, кто осенью 41-го встал живым щитом на ленинградском рубеже или выжил в блокадном городе. Воспоминания юных девушек, не жалевших своих нежных рук и копавших окопы, воспоминания молодых парней, на чьих глазах полегли в первом бою вчерашние одноклассники. Уникальность этих мемуаров в том, что они увидят свет в обычной петербургской школе.
2.  Пополнить музей  клуба новыми экспонатами и создать в школе уголок нашей малой Родины.
3.  Передать  ребятам младших классов  весь материал, накопленный нами и нашими предшественниками, и подготовить их к продолжению нашей работы.
4.  Обратиться в Муниципальное образование с просьбой о тиражировании альманаха «Служить Отечеству. Блокада Ленинграда».